Нестандартный подход к поощрению сотрудников: новые тренды для HR в сфере мотивационных и премиальных программ

HR-менеджеры знают, насколько важна мотивация для сотрудников в компании. Однако сегодняшние методы поощрения — бонусы, повышение зарплаты, стабильность — могут не сработать в условиях современного рынка труда и экономики. Рассказываем, как поздравлять сотрудников разных поколений и почему привычные бонусы не актуальны.

Автор: Илья Ефимов, основатель проекта федеральной подарочной интернет-сети Vpodarok.ru

Почему HR-менеджер должен искать новые пути мотивационных поощрений

Почти у половины (48%) сотрудников снижается производительность и они выполняют меньший объём работы, когда у них низкий уровень мотивации. Поэтому HR-менеджер должен подходить к процессу стимулирования стратегически и искать новые пути поощрений. Например, без чёткой политики вознаграждения могут возникнуть споры, когда сотрудники чувствуют, что они переработали, но не получили бонусы. Наличие ясной системы мотивации устраняет любые «серые зоны».

К другим причинам поиска альтернативных методов коммуникации также можно отнести следующие.

Поиск глубоких смыслов. Сотрудники хотят, чтобы их деятельность имела важное значение для общества или окружающей среды. Поэтому HR-менеджеры могут предоставлять возможность сотрудникам взаимодействовать с проектами, которые имеют социальную значимость или помогают сделать мир лучше. Например:

  • разработка инновационных продуктов для рынка;
  • экологичность производства;
  • принцип инклюзивности в корпоративной культуре;
  • благотворительные и образовательные проекты.

Изменение динамики рынка труда. Сотрудники выбирают работу с определёнными перспективами на развитие, что включает возможности обучения и профессионального роста. HR-менеджер должен позаботиться о создании системы обучения, которая помогает сотрудникам расти и развиваться в своей карьере. Буквально каждый день появляются новые технологии, и если работник не учится, не получает дополнительные надпрофильные навыки, то он серьёзно рискует карьерой. Молодое поколение, выросшее во время турбулентности, чувствует это особенно остро.

Баланс между работой и личной жизнью. Работники желают гибкости в графике и специальных программ, которые помогают получать баланс между работой и личной жизнью. HR-менеджеры могут отвечать на эту потребность, предоставляя определённые выходные и установки по работе вне офиса. В качестве примера, четырёхдневная рабочая неделя. Сейчас в России только 1% работодателей практикует сокращённую рабочую неделю, но, как отмечают эксперты, статистика может измениться уже к 2035 году.

Работа по поиску и внедрению новых методов мотивации поможет привлекать квалифицированных сотрудников и поддерживать высокий уровень их производительности на работе.

Какие бывают мотивационные программы?

Мотивационные программы — это серьёзная часть бизнес-процессов. Поскольку почти любая деятельность связана с человеческими ресурсами, система мер поощрений выглядит как никогда важной. Кроме того, руководитель компании и HR-менеджер должны мониторить любые изменения в бизнес-процессах, чтобы система мотивации была максимально прозрачной и работники понимали, за что они получают или не получают подарки и другие поощрения. Хороший способ — привлечь самих сотрудников с созданию системы мотивации, тогда они совершенно по-другому к ней начнут относиться.

Принято считать, что универсальный мотиватор — денежное поощрение со стороны руководителя. Например, система KPI за выполнение рабочих задач. Это действительно стимулирует многих сотрудников, но финансы не должны стать единственным стимулом сотрудника. Исключительно денежное вознаграждение, вроде премий, со временем превратится для людей в нечто привычное и ожидаемое. Хотя, по статистике, 26,9% российских CEO по-прежнему предпочитают мотивировать сотрудников исключительно с помощью денежных премий.

При этом необходимо также внедрять в компании такой план поощрений, чтобы при имеющихся или небольших зарплатах предприятие оставалось в глазах сотрудников привлекательной площадкой для карьеры. В этом случае поможет нематериальная мотивация:

  • Комфорт, возможность удалённой работы и предоставление дополнительных выходных дней.
  • Командный дух, например, корпоративные мероприятия. По статистике, это наиболее популярный (58,2%) инструмент стимулирования сотрудников.
  • Обучение, которое может оплатить организация.
  • Карьерный рост.
  • Больше свободы — оценка результата.
  • Человечность, доверительные беседы с директором, публичная похвала.

Как можно поздравить сотрудников разных поколений — до 30 и 45+

Поздравлять сотрудников — это не только приятно, но и важно. Это позволяет поддержать дух коллектива, повысить мотивацию и укрепить сотрудничество. Однако, когда речь идёт о сотрудниках разных поколений, возможны сложности в выборе подходящего способа поздравления.

Ученые выделяют шесть видов поколений:

  • Поколение GI — люди, родившиеся в 1900–1923 годах
  • Молчаливое поколение (1923–1943)
  • Беби-бумеры (1943–1963)
  • Поколение Х (1963–1983)
  • Поколение Y / миллениалы (1983–2000)
  • Поколение Z / центениалы (после 2000 до 2020)

Больше всего работающего населения приходится на поколение X (46,8%) и Y (45,6%), они представляют основную рабочую силу. Меньше приходится на бэби-бумеров (7,1%), которые практически покинули рынок труда в результате достижения пенсионного возраста, и поколение Z (0,5%).

HR-менеджер должен учитывать множество ценностей, которые свойственны каждому поколению. Например, сотрудники старшего возраста ценят стабильность на рабочем месте и возможность учиться. Миллениалам и поколению Z важны значимость работы и оплата труда. Они, кстати, на 48% чаще, чем представители других поколений, называют зарплату главным фактором, приводящим к снижению мотивации. Поскольку мотивы различаются, различаются и награды, которые мотивируют каждое поколение. Но, несмотря на свои особенности у каждого поколения, лучше избегать стереотипов. Если, например, бэби-бумеры не выросли с мобильными телефонами, это не значит, что они не любят цифровые технологии. Здесь, скорее, важен индивидуальный подход.

Для молодых сотрудников до 30 лет можно использовать следующие способы поздравления:

1. Организовать тимбилдинг — занятия на открытом воздухе, мастер-классы, тематические игры, которые помогут сотрудникам ощутить себя командой.

2. Подарить сертификат на покупку или услугу — это знак внимания к молодым сотрудникам и вознаграждение за их старания. Лучше использовать электронные и виртуальные подарочные карты.

3. Создать портрет и описание каждого сотрудника с помощью нейросети. Это особенно оценят молодые сотрудники.

Для сотрудников старшего поколения 45+ также есть ряд возможностей для приятного поздравления:

1. Организовать дружескую встречу — это помогает укрепить взаимоотношения между коллегами и почувствовать уважение.

2. Организовать персональное, групповое или коллективное обучение сотрудников, повышение квалификации.

3. Старшему поколению также будет приятно получить подарочный сертификат, но в данном случае лучше использовать классические пластиковые карты, а не их электронный формат.

Пожалуй, самый универсальный подарок — подарочные карты, так как они включают в себя множество брендов, а некоторые из них дают возможность вывести деньги со счёта или перевести на мобильный телефон. Они всегда актуальны и подойдут для всех поколений.

При выборе подарка важно понимать, что все люди уникальны и их методы поздравления могут различаться. Поэтому наиболее эффективным будет именно персонифицированный подход. А HR-специалисты должны учитывать возрастные особенности и индивидуальные предпочтения каждого сотрудника.

Тренды в поощрении сотрудников

Одним из наиболее популярных трендов в поощрении сотрудников является введение льготных условий для работы из дома. Данный способ мотивации позволяет сотрудникам гибко управлять своим графиком и удовлетворять личные нужды, что в итоге приводит к повышению качества работы. К примеру, более 80% сотрудников хотят работать удалённо.

Главный тренд, в том числе HR-сфере, — всеобщая цифровизация. Это касается и подарков для сотрудников. В этом ключе лидирующую позицию занимают ИТ-подарки, например электронные сертификаты. Их можно оформить за несколько минут и воспользоваться в любое время.

Несколько избитым, но не менее эффективным трендом в поощрении сотрудников является обеспечение здорового и безопасного рабочего пространства. Ведущие мировые компании придают большое значение заботе о здоровье своих сотрудников, для этого используются различные технологии и инструменты, обеспечивающие комфортные условия труда. В том числе ДМС.

Кроме того, всё чаще компании вкладывают деньги в развитие карьеры своих сотрудников. Наиболее распространёнными путями в данном случае являются организация тренингов, обучение сотрудников внутри компании и оплата стоимости обучения сотрудников в различных профильных учебных заведениях.

Геймификация — использование игровых форм в работе, учёбе и повседневной жизни. Такой способ помогает увеличить продажи, повышает мотивацию сотрудников и в целом повышает интерес к ежедневной работе. Об этом говорят и сами сотрудники, по статистике, почти 89% работников были бы более продуктивны на работе, если бы она была более геймифицированной. Например, известный американский интернет-магазин обуви Zappos геймифицирует обычные вещи. Работникам начисляют баллы за то, что они отправили самое большое количество писем.

Можно использовать и электронную витрину как инструмент геймификации. Например, менеджер по продажам за месяц закрывает определённое количество сделок, и за это ему начисляются баллы. В конце месяца он может потратить их на покупку какого-то подарка для себя через эту электронную витрину.

Любые методы поощрения следует выбирать с учётом конкретной ситуации внутри компании и задач, которые перед ней стоят. Главное, чтобы меры по поощрению сотрудников были эффективными и приводили к росту производительности и качества работы.

К другим статьям
;