Итоги первых девяти месяцев 2023 года в судостроительной отрасли страны
С января по сентябрь российские работодатели, связанные с судостроительной отраслью, разместили на hh.ru более 17 тысяч вакансий. Это превышает показатели аналогичного периода 2022 года на 5%, когда было размещено порядка 16 тысяч вакансий. За прошедшие девять месяцев 2023 года наиболее высокий спрос на персонал приходился на летние месяцы и осень (по 2 тысячи вакансий и более в каждом месяце).
Спрос
С января по сентябрь 2023 года наибольший спрос на персонал, судя по доле вакансий у работодателей из судостроительной отрасли, держится в Санкт-Петербурге (26% вакансий от всего объёма в отрасли с начала года), Удмуртии (10%) и Приморском крае (6,5%).
При этом максимальный прирост на новый персонал в данном топе регионов за год зафиксирован в Ростовской области (+115% новых вакансий в судостроении за год), в Челябинской области (по +63%), в Ярославской области (+52%), в Калининградской области (+48%), в Московской области (+46%). При этом год к году есть падение прироста вакансий в Москве (−84% за год), в Башкирии (−26%), в Самарской области (−24%) и в Приморье (−8%).
По сравнению с 2022 годом в топ-15 наиболее востребованных профессий львиную долю составляют именно рабочие специальности. Сегодня наиболее востребованы у судостроительных компаний инженеры-конструкторы, проектировщики, технологи, токари и фрезеровщики, слесари. Также бизнесу нужны менеджеры по работе с клиентами, программисты, закупщики, специалисты по персоналу, сервисные инженеры.
За год работодатели-судоремонтники изменили условия труда для новых работников. В частности, компании стали более гибко подходить к формированию рабочего графика и форматов работы сотрудников. Так, бизнес на 182% увеличил число предложений о работе с частичной занятостью. Для соискателей также на 2% выросло число вакансий со сменным графиком. На 161% вырос объём удалёнки в отрасли. Подобные изменения могут быть среди прочего связаны с кадровым дефицитом, с которым столкнулись работодатели, и решениями компаний предлагать более мягкие и удобные форматы работы кандидатам.
Наиболее активно с начала года размещали вакансии и искали персонал в сферах, связанных с судостроением и судоремонтом, по данным сервиса «Люди в цифрах»: Калашников, Радар ММС, КОНАР, Группа Компаний «Доброфлот», Полюс Групп, Балтийский завод, Центр судоремонта Дальзавод, НПК Морсвязьавтоматика, Кронштадтский морской завод, Машиностроительный завод ЗиО-Подольск, Находкинский судоремонтный завод, Пролетарский завод, Sitronics KT, Группа компаний Арис и ГЕСЕР, Мир Станочника, Завод Красное Сормово, СтройСервис и Красный Гидропресс.
Опрос работодателей
Также в рамках конференции НЕВА служба исследований hh.ru провела опрос среди представителей компаний, связанных с судостроительной отраслью. Анализ ответов участников опроса показывает, что свыше 80% респондентов испытывают дефицит персонала. Нет проблем с набором кадров лишь у 11%, остальные затруднились ответить. 57% компаний отметили, что по сравнению с 2022 годом им стало сложнее набирать персонал. У трети (31%) ситуация за год никак не поменялась, у 3% даже стала лучше. При этом наибольшие трудности у работодателей возникают в подборе специалистов и рабочих.
Важный фактор, который влияет на бизнес в отрасли, — внутренняя конкуренция за кадры. Так, по мнению представителей компаний, им приходится конкурировать за кандидатов с компаниями, занимающимися станкостроением (40%), с металлургическими компаниями (23%), а также со строительным сектором (20%).
В рамках исследования и во время конференции работодатели поделились опытом и практикой борьбы с кадровым дефицитом. Так, наиболее частотные решения: работа с учебными заведениями (так делают 57% компаний) и повышение зарплаты (54%). Реже — вахта (14%) и свой учебный центр (11%). Агрессивный хантинг против других компаний практикуют лишь 9%.
И в то же время работодатели озвучили желаемые меры по изменению кадровой ситуации в отрасли. Так, 60% считают, что повышение зарплаты — пока что главный фактор конкурентности на рынке. На втором месте — изменение госполитики в части популяризации инженерных и рабочих профессий (54%). На третьем — создание комфортной среды для труда и отдыха (51%).
Кроме того, участники конференции прокомментировали вопрос, какие меры могли бы изменить ситуацию с нехваткой квалифицированных специалистов в сфере судостроения?
Ответы участников опроса в свободной форме:
Бонусы
По данным сервиса «Банк данных зарплат» hh.ru, работодатели из судостроительной и ремонтной отрасли чаще всего сейчас предлагают своим текущим и будущим работникам следующие бонусы и соцгарантии: ДМС (есть в 72% из отрасли), доставка сотрудников до места работы (45%), а также оплата или компенсация мобильной корпоративной связи и питания (по 36% в каждом случае).
При этом интересно, что в 60% случаев работодатели-судостроители планируют в этом году увеличить численность штатов своих компаний в среднем на 18% текущей численности.
Зарплатный вопрос также поднимается: по данным сервиса «Банк данных зарплат», 70% компаний из отрасли уже проводили в этом году индексацию зарплат своих сотрудников. Ещё 23% планируют это сделать до конца года (рост на 8,5% от текущего уровня). Ещё 1% будет рассматривать этот вопрос только по решению высшего руководства компаний. У остальных компаний индексация не планируется в текущем году.
Зарплаты
Медианная предлагаемая зарплата в судостроительной и ремонтной отрасли страны в 2023 году — 84 367 ₽, что на 12 547 ₽ больше, чем в 2022-м. По итогам III квартала 2023 года предлагаемый доход в отрасли достигает 85 000 ₽. В целом медианная зарплата в отрасли находится на высоком уровне начиная с III квартала 2022 года и продолжает расти.
В топ-профессий с высокой зарплатой в сфере российского судостроения, кроме топовых профессий, вошёл ряд синих воротничков: монтажник, оператор станков с ЧПУ, программист, сварщик, токарь.
Запросы
Соискатели демонстрируют интерес к работе в отрасли судоремонта и судостроения, но при этом из-за обилия предложений работы теперь могут больше и дольше перебирать вакансии и рассматривать предложения. Сейчас на одну вакансию в отрасли в среднем приходится 2−3 кандидата. Это показатель соискательского рынка. При этом аналитика работодательского поведения показывает, что время закрытия вакансий за год выросло с 1,5 до 3−4 месяцев, а по ряду редких профессий или топовых должностей — и до 6 месяцев.
Наиболее активно рассматривают предложения о работе и выходят на рынок труда соискатели из Санкт-Петербурга, Москвы, Приморского края и Нижегородской области — на эти регионы приходится треть всей соискательской активности с начала года.
Между тем у соискателей, как правило, фигурируют следующие запросы:
— У 20% соискателей зарплатные запросы находятся не ниже 100 000 ₽. В прошлом году доля таких кандидатов не превышала 10%. Более того, еще 26% кандидатов запрашивают доход до 300 000 ₽, что также на 5% больше прошлогодних показателей.
— 27% соискателей с опытом работы в судостроении готовы рассмотреть варианты трудоустройства в других регионах РФ при учёте получения более высокой зарплаты, чем та, что они имеют сейчас. По сравнению с прошлым годом доля таких выросла на 2%.
— 40% соискателей в отрасли хотят иметь доступ к корпоративному обучению.
— 39% кандидатов в отрасли при выборе работодателя обращают внимание на известность компании или бренда в мире или на рынке.
— Для 37% соискателей важно наличие гибкого графика, который можно настраивать под себя.
↩ К другим статьямПри использовании результатов данного исследования ссылка на источник (для электронных изданий — гиперссылка на hh.ru) обязательна.