Как компании повышают производительность труда, чтобы бороться с дефицитом персонала
Автор: Александра Лушникова, руководитель практики «Организационная эффективность», ЭКОПСИ
Бизнес может бороться с кадровым голодом тремя путями:
- Работать над повышением привлекательности EVP.
- Работать над стратегией и инструментами привлечения персонала.
- Заниматься повышением производительности труда на рабочих местах.
Первые два варианта требуют времени и инвестиций для проведения качественного анализа рынка и разработки стратегии — это «игра вдолгую», которую может себе позволить не каждая компания. Поэтому для многих организаций условием выживания на рынке труда становится курс на повышение производительности.
В любой формуле по повышению производительности труда в знаменателе мы найдём численность персонала. Оптимизация персонала — одна из основных мер по снижению расходов в период неопределённости. 33% российских компаний в 2022 году зафиксировали сокращение количества сотрудников, причём больше других с уменьшением штата столкнулись крупные компании,
В то же время, когда на рынке нам не хватает кадров, мы можем попробовать найти их внутри компании. В целом, по моему опыту, проекты повышения производительности труда могут давать до 15‑20% сокращения трудозатрат, а значит, за счёт этого бизнес может высвободить людей и перераспределить их на дефицитные позиции.
Как найти потенциал для повышения производительности труда
Когда мы управляем производительностью труда, мы идём сверху вниз.
Упрощённо можно сказать, что есть четыре уровня.
Первый уровень — стратегия компании, цели компании.
Второй уровень — операционная модель, так называемая архитектура бизнеса компании.
Третий уровень — система бизнес-процессов, распределение полномочий и ответственности.
Четвёртый уровень — люди: необходимые компетенции, численность и т. д.
В процессах повышения производительности труда есть соблазн начать работать сразу с уровнем людей: сокращать, менять и т. д. Но, как правило, дело не только и не столько в людях. Гораздо чаще есть другие причины низкой эффективности: неподходящая для конкретной деятельности организационная структура (например, нужна строгая иерархия, а пытаются строить модную «бирюзу»); есть сбои в организационных процессах или межфункциональном взаимодействии; стратегия компании изменилась, а инициативы и операционная модель выстроены под прошлую стратегию. Вот почему так важно смотреть на все уровни, начиная с самого верхнего.
Для того чтобы начать подобную работу, не обязательно запускать масштабные проекты по трансформации: изменять культуру, внедрять с нуля систему бережливого производства, регламентировать все процессы и искать потери через построение карты потока создания ценности. Достаточно понимать виды решений (лучших практик) и применять их сообразно ситуации.
Для этого мы используем так называемую модель пяти рычагов повышения производительности труда.
Приходя на производство, можно проанализировать эти пять направлений и выявить точки максимальных потерь.
Методы повышения производительности труда
Когда стало более или менее понятно, на какие процессы нужно смотреть, возникает вопрос выбора метода, который позволит проанализировать информацию и найти потенциал для повышения производительности. Все методы можно разделить на 4 группы:
- Оценочные методы (оценка руководителями, опросы, оценка внешними экспертами).
- Методы верхнеуровневой статистики, или факторное нормирование (нормирование на основе справочников, разные виды бенчмаркинга — внешний, внутренний, ретроспективный).
- Методы наблюдения (моментные наблюдения, хронометраж).
- Методы цифрового наблюдения (Process Mining — оценка цифровых следов, видеорегистраторы, датчики, 3D-моделирование операций сотрудников).
На выбор метода влияет цель. Например, если цель — сокращение персонала, то, скорее всего, метод «Оценка руководителями» будет не самым подходящим: маловероятно, что руководитель признается в неэффективности сотрудников и захочет расстаться с ними, мы знаем, что «рук всегда не хватает». В то же время, если задача более стратегическая, связана с планами по развитию, то «Оценка руководителем» может быть весьма полезна.
Чтобы не быть голословной, покажу несколько примеров того, как компании на практике применяют всю эту теорию.
Кейс № 1. Крупная производственная компания
Вызов. Нужно существенно больше людей, чем доступно на внешнем рынке. 5 лет назад на 1 вакансию было в среднем 2 кандидата. В 2022 году показатель составил 0,2 кандидата на 1 вакансию.
Стратегия. Искать людей внутри, сохранить всех сотрудников (переобучать при необходимости), снижать дефицит, а не затраты на персонал, наращивать объёмы производства, не увеличивая или даже сокращая трудозатраты за счёт инициатив и рацпредложений.
Решение. Проанализировав возможные рычаги повышения производительности, компания реализовала несколько инициатив.
Автоматизация. Был оптимизирован процесс доставки угольного концентрата в лабораторию. Вместо походов аппаратчиков (два часа на дорогу туда и обратно четыре раза в день) заработала пневмопочта (без людей, доставка за 60 секунд). Высвобождаемым сотрудникам предложили новые должности, в том числе с возможностью переобучения (к примеру, на дефицитную профессию водителя самосвала).
Совмещение функционала с целью высвободить людей для других вакантных должностей. Был расширен функционал взрывников, которые будут сами управлять электровозами после обучения. Это позволит высвободить к 2024 году 5 машинистов, которым будет предложена другая работа.
В этом кейсе компания активно использовала skill-based-подбор — подбор персонала с опорой на навыки. То есть на то, что кандидат действительно умеет, а не то, сколько он проработал в компании. А также много усилий было приложено для переобучения персонала, чтобы расширить спектр выбора профессий на предприятии.
Кейс № 2. Одна из крупнейших металлургических компаний России
Вызов. В компании есть потенциал для повышения производительности, но после многочисленных подобных неудачных проектов ощущается усталость людей от «бесконечной оптимизации» и явно выражено негативное отношение к очередному процессу.
Решение. Вовлечение работников снизу, каскадирование ответственности за результат.
Участие и личная заинтересованность первых лиц крайне важна, но то, что делает топ-команда часто воспринимается как нечто навязанное сверху. Действия и решения рабочих групп внизу воспринимаются как нечто более правильное и разделяемое. Кроме того, понимая, что оптимизация неизбежна, они скорее выберут те инициативы, которые приведут к реальным результатам с минимальными потерями.
Результат: ряд локальных мероприятий обеспечил общее повышение эффективности до 10% и дополнительные улучшения для более чем 2600 человек, которые получили надбавку, повышение квалификации, уменьшение нагрузки в FTE и пр.
Нет единого верного решения, чтобы повысить производительность труда. Анализируя стратегические цели компании, возможные рычаги воздействия и стараясь рассуждать с позиции пользы для компании и её сотрудников, можно подобрать комбинацию оптимальных методов и решений.
↩ К другим статьям