Профессии бортпроводника чуть больше ста лет. Своим появлением она обязана резко возросшей в начале XX века популярности пассажирских перевозок. В табели о рангах бортпроводник относится к младшим членам экипажа воздушного судна, но круг его обязанностей — колоссальный. Бортпроводник — лицо авиакомпании, и его задача — создать максимально комфортные условия для пассажиров во время перелета: от контроля температуры и чистоты в салоне до предупреждения и сглаживания конфликтов. Бортпроводник встречает путешествующих на борту лайнера, обслуживает их в течение всего рейса, оказывает при необходимости первую медпомощь. Он и психолог, и конфликтолог, и даже немного приятель пассажира в одном лице.
При всем при этом действия бортпроводников жестко регламентированы. Например, при общении с путешествующими им допустимо использовать строго определенные мимику и жесты. Но приоритетная задача — обеспечение безопасности пассажиров. Бортпроводники проводят предполетную подготовку, следят за тем, чтобы на взлете, посадке и в зонах турбулентности пассажиры были пристегнуты ремнями, не ходили по салону, чтобы багажные полки были закрыты. Во время аварийных ситуаций они берут на себя функции спасателей.
Сложно выделить какое-то ключевое качество, которым в обязательном порядке должен владеть каждый желающий стать частью авиационного мира. Их много, и все они одинаково важны. Бортпроводник должен быть доброжелательным, стрессоустойчивым, дисциплинированным, коммуникабельным, клиентоориентированным. Но есть и более специфические требования, а именно:
Он индивидуален. В одних авиакомпаниях ждут от соискателя полное среднее образование, в других — готовы рассматривать только «готового» бортпроводника с опытом полетов. Перед откликом на вакансию имеет смысл как можно больше узнать о корпоративной этике и правилах будущего работодателя — сделать это можно, например, с помощью сервиса
Из унифицированных требований. На бортпроводников в вузах и колледжах не учат. Но преимуществом может стать — и в отдельных вакансиях это проговаривается особо — наличие диплома по специальности «Лингвист», «Медработник», «Гостиничное дело», «Туризм».
Крупные авиакомпании в собственных авиацентрах и за свой счет обучают кандидатов, прошедших собеседование. Обучение длится в среднем 3 месяца. За это время будущие бортпроводники получают навыки оказания медпомощи, проходят аварийно-спасательную подготовку, изучают психологию работы с клиентом. Учащимся выплачивается стипендия, может быть оплачена дорога к месту обучения и предоставлено жилье.
Многие кандидаты идут по другому пути: проходят обучение за свой счет в одной из коммерческих школ бортпроводников и только затем начинают откликаться на вакансии.
Он имеет свои особенности. Например, при переходе из одной авиакомпании в другую карьерный рост зачастую приходится начинать с нуля. Однако, если речь идет о крупном и востребованном перевозчике, такая ротация может благоприятно отразиться на доходе.
«В небе» следующая карьерная ступень после позиции бортпроводника — старший бортпроводник. Он отвечает за полетную документацию и взаимодействие с пилотами, распределяет обязанности и управляет рабочей нагрузкой рядовых бортпроводников.
Продолжить трудовую биографию «на земле» можно на должности инструктора, в обязанностях которых входит обучение молодых специалистов, занятия по повышению квалификации, аналитическая работа, направленная на оптимизацию работы бортпроводников и предотвращение негативных ситуаций на борту. Другой вариант — руководящая должность в отделе или департаменте авиакомпании.
В небе остаются самые преданные профессии люди. Уходят чаще всего или по состоянию здоровья или после какой-то внештатной ситуации. С наименьшими потерями для времени можно освоить смежную профессию — выбор не так велик, но он есть. Например:
Встреча и размещение пассажиров, проведение инструктажа по безопасности, помощь с навигацией, организация спасательных мероприятий при ЧП. Но нужно внимательно читать текст вакансии — работодатель может принципиально не рассматривать специалистов с опытом работы в авиации.
Сервировка стола, подготовка и уборка каюты, заказ продуктов, проверка работоспособности оборудования яхты.
Подготовка вагона к рейсу, прием заказов от пассажиров, предоставление питания (включает умение готовить кофе), заполнение накладных.
Может стартовать как от 70 тысяч ₽, так и от 100 тысяч — цифры зависят от размеров перевозчика и категории бортпроводника, которая повышается по мере налета часов от третьей к первой. В отдельных вакансиях на hh.ru предполагается доход от 200 тысяч ₽. Но такая работа подразумевает релокацию в другую страну. У стюардов и стюардесс бизнес-джетов, совершающих полеты за границу, зарплата может доходить до 500 тысяч ₽ в месяц.