Дизайн в QIWI: у каждого своя суперсила
QIWI
Информационные технологии, системная интеграция, интернет
Комьюнити дизайнеров QIWI — большая креативная команда
Промо — это про коммуникации
В QIWI есть много разных брендов и продуктов. Команда промо делает для этих брендов все: от айдентики и брендбуков до материалов для запуска рекламных кампаний и спецпроектов — у каждого из нас своя суперсила. Наша основная цель — решать задачи бизнеса и при этом сохранять актуальность визуала. Дизайн — это не только про творчество, важно следить за трендами, любить то, что ты делаешь.
Промодизайн — это про коммуникацию с пользователем. Будь то рекламный баннер или брендбук, мы тщательно создаем варианты дизайна, смотрим, как они работают, и выбираем лучший. Важно, что дизайн не просто делает продукт привлекательным, но и помогает в решении поставленных задач.
Все круто, но надо переделать
Очень важно не бояться правок. Мы придерживаемся продуктового подхода, постоянно стараемся улучшить наши решения, поэтому процесс работы над проектом почти не заканчивается. Мы запускаем его, наблюдаем, тестируем, дополняем — это тоже своего рода правки. Так продукт постоянно совершенствуется.
Дизайн в QIWI — это не только про графику. Целая команда продуктовых дизайнеров исследует опыт клиента и проектирует оптимальные продуктовые решения.
Продуктовый дизайнер — это специалист полного спектра
Я начал увлекаться дизайном в 15 лет. Тогда эта была просто игра в дизайнера, где я получил свои первые 500 рублей за визитку. Это было круто. В 2013 году я закончил Британку, начал работать и развиваться профессионально. По мере появления более сложных задач я начал задаваться вопросом: «То, что я создаю, точно работает?». С тех пор все решения я проверяю через исследования. Это совершенно другая глубина проработки.
Продуктовый дизайнер — это специалист полного спектра, который влияет на опыт пользователя. Ведет задачи от постановки до релиза и вносит итеративные улучшения, чтобы людям было удобно, красиво и эффективно. Исходя из бизнес-метрик, мы формулируем гипотезы. Проверяем их разными методами на пользователях. Дизайнер продукта в QIWI — это не UX/UI-дизайнер. Мы отвечаем как за запуск фичи или продукта, так и за конкретные продуктовые и UX-метрики. Например, может стоять задача повысить конверсию в успешную заявку с 59% до 65%. Дизайнер сам выбирает, как он будет это делать. Наша цель — постоянно улучшать опыт пользователя.
Необходимо прочитать базу книг, чтобы понимать, как ведет себя пользователь на уровне психологии, как он воспринимает информацию, как запоминает и принимает решения.
Если не прислушаться к мнению пользователя, на практике его голос зазвучит сильнее
На 2 курсе университета преподаватель рассказал мне про книжку «Психбольница в руках пациентов». Прочитав ее, я решила, что хочу стать дизайнером, а не программистом.
Я присоединилась к команде QIWI 3 года назад. Образование программного инженера сильно помогает мне в работе. Я училась в процессе, были и неудачи, но они помогли мне не привязываться к своему решению. В продуктовом дизайне иногда приходится отказываться от своих идей: фича может казаться тебе гениальной, но, если не прислушаться к мнению пользователя, на практике его голос зазвучит сильнее, и тогда понадобится дополнять или даже менять решение.
От гипотезы к решению
В решении задач дизайнер проходит через три этапа: исследование, проектирование и разработка и проверка результата. Чем сложнее задача и выше неопределенность, тем больше времени дизайнер уделяет исследованию. Также работать с неопределенностью помогает любовь к гипотезам. Каждый релиз — гипотеза, которую мы проверяем с помощью качественных и количественных данных. Наша цель — ошибаться как можно скорее, учиться на этом и пробовать новое решение.
Первые гипотезы формулируются исходя из знаний о пользователях — их опыте, проблемах или незакрытых потребностях. Мы можем оформить их в виде Customer Journey Map (CJM) для наглядности и дальнейшей работы всей команды. Затем гипотезы проверяются с помощью прототипов разного уровня детализации: от схем и бумажных прототипов до интерактивных. Следующий этап — коридорные и UX-тесты или экспертная оценка. По итогам проверок мы корректируем CJM с учетом новых знаний.
Над решением думаем вместе
В работе с неопределенностью и объемными задачами помогает подключение всей команды (включая разработчиков) к проектированию. В этом нам помогает User Story Map (USM). Дизайнер заранее готовит карту, демонстрирующую задачи и шаги пользователя. По каждой задаче он обязательно описывает, для кого мы ее делаем, какую проблему решаем, как это повлияет на бизнес. Вся команда погружается в контекст пользователя и предлагает решения по технической реализации. Затем мы вместе выбираем варианты и расставляем приоритеты в работе.
USM помогает нам совместно принимать решения, сокращает количество споров и ненужной работы. Разработчики понимают, для кого и зачем они делают продукт, предлагают свои решения и видят больше смысла в работе. Команда подключается в процессе поиска решения, а не получает готовые сценарии, которые нужно реализовать. У всех участников складывается единое понимание результата и прогресса.
Дизайн-системам и макетам мы тоже уделяем время. У нас уже есть дизайн-система для бренда QIWI Кошелек, и уже в процессе разработка базовой дизайн-системы для продуктов других наших брендов и для запуска и новых.
Работа в продуктовых командах QIWI выстроена по скрам: у дизайнера есть своя роль в команде, которая работает недельными спринтами, чтобы создать инкремент, несущий ценность для пользователей. Спринт — это как короткий забег, на котором мы определяем, какую задачу пользователя решаем, какую работу каждому нужно сделать, чтобы достичь результата. Это помогает двигаться итерациями: не делать работу в стол и получать обратную связь от пользователей.
О разработке HR-бренда QIWI
Можно перекочевать вообще в параллельный отдел. Был графическим дизайнером — стал продуктовым. Продуктовый — стал владельцем продукта (Product Owner). Аналитик — разработчиком на iOS. Такая политика компании. У нас все мобильно, динамично, никогда не бывает скучно.
Также можно расти вертикально. У нас есть младший дизайнер, мидл, старший дизайнер и менеджер. В компании постоянно появляются новые возможности, и в первую очередь мы их предлагаем внутри, а только потом нанимаем людей извне. Поэтому за несколько лет в QIWI дизайнер может узнать много нового в разных сферах.
Чтобы попасть в QIWI, нужно иметь базовые навыки дизайна, быть целеустремленным и на драйве. Мы ценим навыки коммуникации и гибкость. И, конечно, база для дизайнера в промо — это работа с визуалами.
Мы берем в команды мидлов или старших дизайнеров, потому что нам нужны самостоятельные ребята, которые смогут работать на уровне продуктовых гипотез и брать ответственность за дизайн всего продукта. Важно, чтобы дизайнеры в своих решениях опирались на данные о пользовательском опыте и были готовы к продуктовому подходу в работе.
Особенность QIWI в том, что люди — это главный фокус компании. Сотрудники постоянно развиваются, и не только профессионально — для команды проводятся интенсивы по софт-скиллам, при необходимости каждый может получить психологическую поддержку.
Обучение — это развитие
Еще есть внутренние курсы от опытных сотрудников компании. Например, курс по CJM от лида дизайна и исследователей, где просто рассказывают про метод и делают много практических заданий. На курс приходят ребята из продуктовых команд и клиентского сервиса. А началось все с того, что дизайнеры учили разработчиков составлять сценарии от лица пользователя, а не системы.
Кроме того, мы постоянно учимся на практике. Например, команда дизайнеров ходила на производство, чтобы посмотреть, как изготавливается печатная продукция, почему существует определенное ТЗ для макетов. Это важно знать даже для общего развития. Самое главное, мы можем учиться друг у друга. К нам ходят за советами по визуалу, мы ходим за советами к юристам и маркетологам.
Ну и отдыхать мы умеем. Например, в QIWI Кошельке ребята устраивают «трогательные среды». Дизайнеры в своих продуктовых командах играют, болтают, любят выезжать в разные города. Встречи комьюнити мы любим проводить не только с пользой, но и весело. На одной из недавних встреч была целая история с открыткой из мемов и картинок, которую мы до сих пор вспоминаем.
QIWI — это «ван лав»
В нашей компании все просто мегаосознанные и экологичные — все на QIWI-fit. Приятно, что все всегда готовы помочь друг другу — здесь нет только твоих задач, все подключаются к решению. Так подбирает людей наш HR. В общем, QIWI — это «ван лав». Это так многогранно, это технологии, инновации, культура — невозможно описать одним словом нашу компанию!