Судостроение: итоги 2021 года

За 2021 год российские компании, работающие в отрасли «Судостроение», разместили более 16 000 вакансий, из них почти 5 000 вакансий приходится на IV квартал. Эксперты hh.ru проанализировали рынок труда в судостроительной отрасли страны и выяснили, какие специалисты вошли в топ по востребованности, сколько им готовы платить, а также какие условия им предлагают работодатели.

Спрос на работников в конце года растет по экспоненте

Прирост числа вакансий в сфере судостроения за 2021 год по сравнению с аналогичным периодом 2020 года составляет 48%. За год наибольший спрос месяц к месяцу прошлого года среди работодателей в изучаемой сфере был зафиксирован сразу несколько раз: в мае (+135%), в июне (+128%), в сентябре (+103%) и в декабре (+135%).

Судостроение: итоги 2021 года

Статистика также показывает, что по итогам последнего квартала 2021 года каждая четвертая вакансия (26%) в СЗФО в области машиностроения приходится именно на судостроительную отрасль. По Санкт-Петербургу данная доля еще больше — каждая третья вакансия (29%) в области машиностроения опубликована работодателями из судостроения. В целом по России доля вакансий в судостроении в машиностроительной сфере ниже — лишь 14%.

География вакансий в сфере судостроения достаточно разнообразна. Так, по итогам IV квартала и в целом за год абсолютным лидером по спросу на работников и числу вакансий стали петербургские работодатели (каждая третья вакансия, или 27%), на втором месте, как и ранее, Приморский край (11% за IV квартал, что на 2% больше, чем в III квартале текущего года). На третьем месте снова оказалась Москва, обогнав работодателей из Нижегородской области по спросу на работников в сфере судостроения.

По итогам года в топ регионов, в которых активнее других искали судостроителей, вошли четыре представителя из СЗФО: Мурманская, Архангельская, Калининградская и Ленинградская области. При этом интересно, что по итогам последнего квартала Ленобласть потеснила архангельских работодателей и вошла в рейтинг.

Судостроение: итоги 2021 года

Активней других за последнее время вакансии в отрасли «Судостроение» размещали следующие компании (данные сервиса «Карта вакансий» hh.ru):

  • «Калашников»
  • Группа компаний «Доброфлот»
  • «Росконсалт-С»
  • Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск»
  • «КОНАР»
  • «Радар ммс»
  • НПК «Морсвязьавтоматика»
  • Центр судоремонта «Дальзавод»
  • Судостроительный завод имени Б. Е. Бутомы
  • Группа компаний «Арис и ГЕСЕР»
  • Балтийский завод
  • Находкинский судоремонтный завод
  • Пролетарский завод
  • «Полюс Групп»
  • «Технорос»
  • Завод слоистых пластиков
  • НПП «ОРИОН»
  • «Сегула Технолоджис Раша»

В свою очередь по итогам IV квартала соискатели разместили более 3700 резюме в сфере судостроения, что на 18% меньше, чем кварталом ранее. Такое уменьшение интереса к трудоустройству может быть напрямую связано с календарным окончанием года и желанием людей уйти на каникулы. В целом по рынку труда стоит отметить, что соискательская активность снизилась в преддверии Нового года, повторяя динамику прошлых лет. Количество активных резюме по сравнению с ноябрем заметнее всего уменьшилось в Москве и Санкт-Петербурге.

В пересчете «спрос — предложение» на рынке труда Петербурга и России в целом в течение всего года эксперты hh.ru фиксировали крайне низкую конкуренцию за рабочие места со стороны соискателей: лишь 1,9 резюме на вакансию в судостроении и 2−3 резюме в сфере производства. Всё это существенно ниже нормы в 5−6 резюме. В среднем по России уровень конкуренции в сфере судостроения еще ниже: 1,4 резюме на вакансию — работодатели испытывают серьезный кадровый голод.

Судостроение: итоги 2021 года

Между тем активней других ищут работу в судостроении жители Петербурга: более 1700 резюме, или 44% от всего объема в IV квартале. На втором месте по активности и желанию работать в судовой отрасли — жители Москвы (более 250 резюме, или 7%), на третьем — соискатели из Нижегородской области (5%).

Мы видим, как географическая потребность работодателей совпадает с активностью соискателей. Также в топ по числу резюме вошли Приморский край (5%), Астраханская область (4%), по 3% резюме разместили соискатели из Калининградской, Ленинградской и Московской областей, по 2% — из Архангельской и Мурманской областей и из Крыма.

Судостроение: итоги 2021 года

Интересно также, что в регионах СЗФО соотношение вакансий и резюме в сфере судостроения наиболее гармонично в Петербурге, Ленинградской, Мурманской и Калининградской областях.

Судостроение: итоги 2021 года

Востребованные специалисты — рабочие на промплощадках и офисные специалисты

По итогам IV квартала в топ по востребованности у работодателей из сферы судостроения вошли: инженеры разных специализаций (16% от общего числа вакансий, и это на 6% больше, чем по итогам III квартала). На втором месте по спросу слесари (7%), на третьем — токари (6%). Интересно, что по итогам IV квартала 2021 года у работодателей из сферы судостроения также повысился спрос на офисных сотрудников: бухгалтеров, программистов, экономистов, а также маркетологов.

Судостроение: итоги 2021 года

Зарплаты продолжают расти, но не успевают за уровнем инфляции

Что же касается заработных плат, то медианная зарплата по итогам IV квартала в сфере судостроения составляет почти 69 000 рублей, что на 6% больше, чем в начале этого года. В ретроспективе прошлых лет видно, что средняя предлагаемая зарплата в судовом деле действительно росла, но при этом всё равно не поспевала за уровнем инфляции в стране.

Судостроение: итоги 2021 года

Между тем более 70% россиян, прошедших опрос hh.ru, заявили, что их категорически не устраивает их зарплата. Также на диаграмме ниже видно, что по ряду наиболее востребованных специальностей в сфере судостроения соискатели ожидают зарплату кратно выше, чем предлагают работодатели в вакансиях, в частности, это касается соискателей на места инженеров, слесарей, токарей, технологов, наладчиков, сборщиков, механиков, экономистов, разнорабочих и электриков.

Судостроение: итоги 2021 года

Условия работодателей становятся всё более гибкими

Вахтовый метод работы в судостроении остается достаточно популярным как у работодателей, так и у соискателей. Так, по итогам последнего квартала 2021 года на вахтовые вакансии приходится 16% от общего объема вакансий в отрасли, или почти 800 предложений. При этом за год работодатели из судостроительной сферы успели разместить порядка 3000 вахтовых вакансий, что составляет 50% от объемов 2020 года — кадровый голод заставляет искать работников в других регионах.

На 110% больше, чем в 2020 году, работодатели предлагают соискателям в судовом деле работу со сменным графиком: почти 1000 вакансий. Растет спрос на вакансии с гибким графиком: +58% год к году. В данном случае эксперты hh.ru видят тренд готовности работодателей идти навстречу соискателям и подстраиваться под удобные для них часы работы.

Подборка высокооплачиваемых вакансий от компаний, работающих в отрасли «Судостроение»

Сервис-инженер, от 170 000 руб. до вычета налогов, Санкт-Петербург
Сварщик, от 150 000 руб. на руки, Калининград
Руководитель конструкторского бюро, до 200 000 руб. на руки, Москва
Инженер-программист C#, до 180 000 руб. на руки, Санкт-Петербург
Судосборщик, от 150 000 руб. на руки, Калининград
Сварщик НАКС СК/НГДО, от 270 000 руб. на руки, Уфа
Сварщик на полуавтомат (в ночь), от 120 648 руб. на руки, Санкт-Петербург
Электрогазосварщик, до 160 000 руб. на руки, Ростов-на-Дону
Инженер ПТО, до 150 000 руб. на руки, Новый Уренгой
Судокорпусник-ремонтник, до 160 000 руб. на руки, Владивосток
Начальник участка, от 120 000 руб. до вычета налогов, Санкт-Петербург

Назад к статьям