Как подобрать и мотивировать сотрудников ресторана. Опыт Анны Сотниковой

Предпринимательница Анна Сотникова в ресторанном бизнесе уже больше 20 лет: она прошла путь от официанта до младшего партнёра международного холдинга Ginza Project. Во время пандемии коронавируса ушла из найма, а затем открыла собственный проект — кулинарную школу «Дети на кухне». Сегодня Анна владеет четырьмя заведениями в Санкт-Петербурге: кулинарными школами и ресторанами грузинской кухни «Кукуруза».
Как подобрать и мотивировать сотрудников ресторана. Опыт Анны Сотниковой
Анна Сотникова

О проектах

Проекты1. Сеть кулинарных школ и ресторанов «Дети на кухне»
2. Рестораны грузинской кухни «Кукуруза»
3. Книга «Учебник официанта. Как стать профессионалом и зарабатывать в 2 раза больше»
Год основания2021
ГородСанкт-Петербург
Количество сотрудниковОколо 80
Компания на hh.ru

Как возникла идея проекта

В поварское дело часто приходят люди без профильного образования. Практически все повара — самоучки. С каждым годом рестораторам становится всё сложнее находить работников нужной квалификации. Одна из причин, почему это происходит, — современные дети не умеют готовить.

В «Детях на кухне» ребята получают первые кулинарные навыки: шеф-повара учат их готовить в игровой форме. Многие влюбляются в профессию и хотят впоследствии связать свою жизнь с ресторанами. Например, несколько наших учеников участвовали в шоу «Кондитер. Дети» и «Молодые ножи». Канал «Пятница» сам нас нашёл и попросил кого-нибудь порекомендовать.

Как устроен подбор персонала

✅ Для срочных вакансий — база резюме

Когда я открывала первый объект в 2021 году, я никого не переманивала с прошлого места работы, ресторанного холдинга. Я обращалась к услугам hh.ru — и сервис дал высокую конверсию.

Обычно я работаю с hh.ru так:
● Размещаю вакансию.
● Если какая-то суперсрочная вакансия, выкупаю суточный доступ ко всем резюме.

✅ Используем все ресурсы одновременно

С начала пандемии ощущается нехватка кадров, в последний год особенно заметен этот дефицит и борьба за сотрудников. Многие ушли из профессии: кто-то уехал в регионы, а кто-то разочаровался в сфере обслуживания.

Поэтому сейчас мы используем все ресурсы для поиска сотрудников:
● Сайты по поиску работы.
● Сарафанное радио.
● Собственная репутация.
● Программа для сотрудников «Приведи друга».

✅ Не снимаем с публикации линейные вакансии

Сегодня легче нанять управляющего рестораном, чем официанта. На вакансию управляющего откликаются 200–300 человек, а на официанта — 5–10. Поэтому мы постоянно находимся в поиске линейного персонала и никогда не закрываем вакансии.

✅ Делегирую подбор линейного персонала

Шеф-поваров и управляющих ищу самостоятельно. Поиском линейного персонала занимается управляющий, который закреплён за определённой локацией. Потому что в его зону ответственности входит бесперебойная работа заведения. А сотрудники — это ресурс для достижения этой цели.

Нужно давать шанс сотрудникам проявить себя

Когда я открывала кулинарную школу «Дети на кухне», заметила со стороны гостей спрос на проведение детских праздников.
Я не успевала заниматься организацией банкетов, поэтому поручила задачу менеджеру ресторана. И она справилась — продажи банкетной службы стали почти такими же, как и зала. Я увидела у сотрудницы предпринимательские компетенции и повысила её до управляющей.

Как подобрать и мотивировать сотрудников ресторана. Опыт Анны Сотниковой
Как подобрать и мотивировать сотрудников ресторана. Опыт Анны Сотниковой
/

Как ищем своих людей

✍️ Составляем портрет кандидата

Перед составлением вакансии определяемся, что нам нужно от нового сотрудника. В сфере обслуживания важна эмпатия, потому что рестораны продают, помимо еды, эмоции. И как показала пандемия, только 30–40% гостей приходят за едой. Все остальные решают личную проблему: у кого-то свидание, у другого деловая встреча, а кто-то не хочет оставаться дома один. Соответственно, человек, который работает в сфере общепита, должен быть эмпатичным.

💪 Узнаём мотивацию

Главное — понять истинную мотивацию работника. Мотивировать человека могут деньги, график, пул новых обязанностей или возможность творить, предлагать и реализовывать свои идеи и влиять на результат.

Например, в нашей кулинарной школе очень много медийных активностей, где задействованы шеф-повара. Они могут в качестве авторов писать статьи для изданий, ставить свои блюда в меню, проводить авторские ужины, участвовать в открытии новых проектов — это приятный бонус и возможность реализовать свои амбиции.

🔊 Ведём честный диалог

Когда я открывала ресторан грузинской кухни «Кукуруза» в городе Мурино, понимала, что будет большой поток гостей. Поэтому на собеседованиях на должность управляющего предупреждала, что нужно будет очень много работать. И такая нагрузка будет минимум 9 месяцев. Было даже четыре отказа от кандидатов. Зато люди на входе чётко понимали, какой будет объём работы.

Как нанимать на работу зумеров

Сегодня на собеседования приходят в основном дети двухтысячных. Они совершенно по-другому коммуницируют — общаются через электронные носители.
Поэтому управляющий или предприниматель должен подавать им информацию в более игровой форме.

О планах

Этим летом запускаем корнер с пиццей в фуд-молле в Мурино. Ещё работаем над профориентационным центром для детей — городским лагерем с экскурсиями на фабрики. На производствах ребята узнают, как продукты попадают на полки магазинов и какие блюда можно приготовить из этих продуктов. Например, дети посетят кондитерскую фабрику и купят там плитку шоколада. А потом в кулинарной школе приготовят из него брауни.

Откроем веранды в ресторанах, пиццерию, городской лагерь — после чего займёмся упаковкой проектов под франшизы и открытием проектов «Дети на кухне» в Москве и городах-миллионниках. Чтобы достичь этих целей, нужно будет пересобрать центральный офис и всю структуру организации.

5 советов, как собрать успешную команду

1️⃣ Составьте портрет идеального кандидата и опишите его задачи.
2️⃣ Ищите сотрудников по ценностям. Ценности компании, руководителя и работников должны совпадать.
3️⃣ Занимайтесь развитием бренда компании, уделяйте внимание потенциалу сотрудников и повышайте их квалификацию.
4️⃣ Давайте правильную обратную связь.
5️⃣ Всегда оставайтесь в хороших отношениях с работниками. Нужно уметь расставаться с сотрудниками так, чтобы у них была возможность получить новый опыт на другом месте работы и вернуться к вам.

К другим статьям