Как подобрать и мотивировать сотрудников ресторана. Опыт Анны Сотниковой
О проектах
Проекты | 1. Сеть кулинарных школ и ресторанов «Дети на кухне» 2. Рестораны грузинской кухни «Кукуруза» 3. Книга «Учебник официанта. Как стать профессионалом и зарабатывать в 2 раза больше» |
Год основания | 2021 |
Город | Санкт-Петербург |
Количество сотрудников | Около 80 |
Компания на hh.ru |
Как возникла идея проекта
В поварское дело часто приходят люди без профильного образования. Практически все повара — самоучки. С каждым годом рестораторам становится всё сложнее находить работников нужной квалификации. Одна из причин, почему это происходит, — современные дети не умеют готовить.
В «Детях на кухне» ребята получают первые кулинарные навыки: шеф-повара учат их готовить в игровой форме. Многие влюбляются в профессию и хотят впоследствии связать свою жизнь с ресторанами. Например, несколько наших учеников участвовали в шоу «Кондитер. Дети» и «Молодые ножи». Канал «Пятница» сам нас нашёл и попросил кого-нибудь порекомендовать.
Как устроен подбор персонала
✅ Для срочных вакансий — база резюме
Когда я открывала первый объект в 2021 году, я никого не переманивала с прошлого места работы, ресторанного холдинга. Я обращалась к услугам hh.ru — и сервис дал высокую конверсию.
Обычно я работаю с hh.ru так:
● Размещаю вакансию.
● Если какая-то суперсрочная вакансия, выкупаю суточный доступ ко всем резюме.
✅ Используем все ресурсы одновременно
С начала пандемии ощущается нехватка кадров, в последний год особенно заметен этот дефицит и борьба за сотрудников. Многие ушли из профессии: кто-то уехал в регионы, а кто-то разочаровался в сфере обслуживания.
Поэтому сейчас мы используем все ресурсы для поиска сотрудников:
● Сайты по поиску работы.
● Сарафанное радио.
● Собственная репутация.
● Программа для сотрудников «Приведи друга».
✅ Не снимаем с публикации линейные вакансии
Сегодня легче нанять управляющего рестораном, чем официанта. На вакансию управляющего откликаются 200–300 человек, а на официанта — 5–10. Поэтому мы постоянно находимся в поиске линейного персонала и никогда не закрываем вакансии.
✅ Делегирую подбор линейного персонала
Шеф-поваров и управляющих ищу самостоятельно. Поиском линейного персонала занимается управляющий, который закреплён за определённой локацией. Потому что в его зону ответственности входит бесперебойная работа заведения. А сотрудники — это ресурс для достижения этой цели.
Как ищем своих людей
✍️ Составляем портрет кандидата
Перед составлением вакансии определяемся, что нам нужно от нового сотрудника. В сфере обслуживания важна эмпатия, потому что рестораны продают, помимо еды, эмоции. И как показала пандемия, только 30–40% гостей приходят за едой. Все остальные решают личную проблему: у кого-то свидание, у другого деловая встреча, а кто-то не хочет оставаться дома один. Соответственно, человек, который работает в сфере общепита, должен быть эмпатичным.
💪 Узнаём мотивацию
Главное — понять истинную мотивацию работника. Мотивировать человека могут деньги, график, пул новых обязанностей или возможность творить, предлагать и реализовывать свои идеи и влиять на результат.
Например, в нашей кулинарной школе очень много медийных активностей, где задействованы шеф-повара. Они могут в качестве авторов писать статьи для изданий, ставить свои блюда в меню, проводить авторские ужины, участвовать в открытии новых проектов — это приятный бонус и возможность реализовать свои амбиции.
🔊 Ведём честный диалог
Когда я открывала ресторан грузинской кухни «Кукуруза» в городе Мурино, понимала, что будет большой поток гостей. Поэтому на собеседованиях на должность управляющего предупреждала, что нужно будет очень много работать. И такая нагрузка будет минимум 9 месяцев. Было даже четыре отказа от кандидатов. Зато люди на входе чётко понимали, какой будет объём работы.
О планах
Этим летом запускаем корнер с пиццей в фуд-молле в Мурино. Ещё работаем над профориентационным центром для детей — городским лагерем с экскурсиями на фабрики. На производствах ребята узнают, как продукты попадают на полки магазинов и какие блюда можно приготовить из этих продуктов. Например, дети посетят кондитерскую фабрику и купят там плитку шоколада. А потом в кулинарной школе приготовят из него брауни.
Откроем веранды в ресторанах, пиццерию, городской лагерь — после чего займёмся упаковкой проектов под франшизы и открытием проектов «Дети на кухне» в Москве и городах-миллионниках. Чтобы достичь этих целей, нужно будет пересобрать центральный офис и всю структуру организации.
5 советов, как собрать успешную команду
1️⃣ Составьте портрет идеального кандидата и опишите его задачи.
2️⃣ Ищите сотрудников по ценностям. Ценности компании, руководителя и работников должны совпадать.
3️⃣ Занимайтесь развитием бренда компании, уделяйте внимание потенциалу сотрудников и повышайте их квалификацию.
4️⃣ Давайте правильную обратную связь.
5️⃣ Всегда оставайтесь в хороших отношениях с работниками. Нужно уметь расставаться с сотрудниками так, чтобы у них была возможность получить новый опыт на другом месте работы и вернуться к вам.